Мораторий на проверки – так кого же на самом деле не будут проверять в 2018-2019 годах

Совсем недавно был принят Закон Украины от 28.12.2014 года №71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее – Закон №71), который предусматривает не только внесение существенных изменений в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ), но и вводит мораторий на проверки для очень большого количества субъектов предпринимательской деятельности.

Так в Законе №71, в частности, предусмотрено (на языке оригинала): «Установити, що у 2015 та 2016 роках перевірки підприємств, установ та організацій, фізичних осіб — підприємців з обсягом доходу до 20 мільйонів гривень за попередній календарний рік контролюючими органами здійснюються виключно з дозволу Кабінету Міністрів України, за заявкою суб’єкта господарювання щодо його перевірки, згідно з рішенням суду або згідно з вимогами Кримінального процесуального кодексу України. Зазначене обмеження не поширюється:

  • з 1 січня 2015 року на перевірки суб’єктів господарювання, що ввозять на митну територію України та/або виробляють та/або реалізують підакцизні товари, на перевірки дотримання норм законодавства з питань наявності ліцензій, повноти нарахування та сплати податку на доходи фізичних осіб, єдиного соціального внеску, відшкодування податку на додану вартість;
  • з 1 липня 2015 року на перевірки платників єдиного податку другої і третьої (фізичні особи — підприємці) груп, крім тих, які здійснюють діяльність на ринках, продаж товарів у дрібнороздрібній торговельній мережі через засоби пересувної мережі, за винятком платників єдиного податку, визначених пунктом 27 підрозділу 10 розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України, з питань дотримання порядку застосування реєстраторів розрахункових операцій».

При этом понятие мелкорозничной торговой сети есть только в п. 3 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 №369, согласно которому «Розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть является одной из форм внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей. Продажа товаров осуществляется через: пункты некапитальной застройки — киоски, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы; средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и тому подобное». Таким образом, вся торговля в любом другом месте мелкорозничной считаться не будет, со всеми вытекающими отсюда последствиями, так что учитывайте этот момент, «примеряя» на себя принятые законы.

Давайте разберемся по каким вопросам вас все же смогут проверить на протяжении 2015-2016 годов, несмотря на мораторий (с учетом вашей системы налогообложения и юридическое вы лицо или ФЛП). Итак, вы:

  1.  Юридическое лицо или предприниматель. Не важно, на какой системе и с каким оборотом (хоть ноль) но на вашу проверку есть разрешение Кабмина, или она проводится по вашему заявлению (например, вы закрываетесь), или она проводится в рамках уголовного производства – что ж, вам не повезло, т.к. в таком случае проверка будет в полном объеме (ну, или по тем вопросам, какие поставит следователь, если проверка будет согласно УПК или разрешит Кабмин).
  2. Юридическое лицо или предприниматель и ваш оборот за 2014 (2015) год больше 20 млн. грн. – увы, для вас ничего не изменилось — все будет так, как и раньше, мораторий для вас не действует.
  3. Юридическое лицо или предприниматель и ваш оборот за 2014 (2015) год меньше 20 млн.грн, но вы импортируете, производите или продаете подакцизные товары – для вас тоже ничего не изменилось — вас будут проверять в том же объеме, как и прежде.
  4. Юридическое лицо (не важно, на какой системе) или предприниматель на общей системе, ваш оборот за 2014 (2015) год меньше 20 млн.грн. и вы никак не связаны с подакцизной продукцией, а значит, вас будут проверять только по вопросам: наличия лицензий; начисления и уплаты НДФЛ; начисления и уплаты ЕСВ; возмещению НДС (если вы плательщик НДС и заявили возмещение) до 01.07.2015 года (после этого проверки по возмещению НДС отменены).
  5. Предприниматель — плательщик единого налога 1й группы — тогда вас будут проверять только по вопросам: наличия лицензий;  начисления и уплаты ЕСВ;
  6. Предприниматель — плательщик единого налога 2й или 3й группы и торгуете на рынке, в мелкорозничной торговой сети или у вас разъездная торговля (а значит, вы имеете право торговать без кассового аппарата), тогда у вас будут проверки по вопросам: наличия лицензий; начисления и уплаты НДФЛ; начисления и уплаты ЕСВ;
  7. Предприниматель — плательщик единого налога 2й или 3й группы и не входите в число тех, о ком идет речь в предыдущем пункте (вы НЕ торгует на рынке, вы НЕ торгуете в мелкорозничной сети и НЕ занимаетесь разъездной торговлей), таким образом, у вас должен быть кассовый аппарат и вас могут проверять по вопросам: до 1 июля 2015 года по вопросам:наличия лицензий; начисления и уплаты НДФЛ; начисления и уплаты ЕСВ; возмещению НДС (если вы плательщик НДС и заявили НДС к возмещению из бюджета). После 1 июля 2015 года: 1) если вы НЕ установили и не зарегистрировали кассовый аппарат (он же регистратор расчетных операций – РРО) до 30.06.2015 года, то вас будут проверять по вопросам: наличия лицензий; начисления и уплаты НДФЛ; начисления и уплаты ЕСВ; использования регистраторов расчетных операций. Вы поставили и зарегистрировали РРО до 30.06.2015 года и тогда у вас могут быть проверки только по вопросам: наличия лицензий; начисления и уплаты НДФЛ; начисления и уплаты ЕСВ;

Согласно Закона №71 плательщики единого налога третьей группы (кто попадает под действие закона) обязаны будут иметь РРО начиная с 1 июля 2015 года, а плательщики единого налога второй группы с 1 января 2016 года.

Но при этом, государство готово отказаться аж до 1 января 2017 года от проверок по вопросам использования этими предпринимателями РРО, лишь бы только они их поставили до 30 июня 2015 года.
С этой целью, по сути, даже выписали отдельную норму, которая прозрачно намекает, что если ты плательщик единого налога этой категории и РРО не поставил, то тебя будут на этом ловить.

При этом предприниматели, работающие на общей системе и юридические лица как общесистемники, так и плательщики единого налога, которые теперь тоже обязаны иметь РРО, попадают под общий мораторий, никакой отдельной нормы для них не выписывали, их и так никто не будет проверять до 2017 года. Дело в том, что согласно Закону №71 запрет на применение штрафов ввели только для тех, кто оказывает услуги и теперь должен иметь РРО и то только до 01.07.2015 года: «Тимчасово до 1 липня 2015 року суб’єкти господарювання звільняються від санкцій за порушення вимог цього Закону при наданні послуг у разі проведення розрахунків у касах з оформленням прибуткових і видаткових касових ордерів та видачею відповідних квитанцій, підписаних і завірених печаткою у встановленому порядку…». Таким образом, на сегодня ничто не мешает налоговой в 2017 году начать штрафовать предпринимателей за то, что они не использование РРО в 2015-2016 годах. Более того, предпринимателям не следует забывать и о другой опасности. Так, согласно постановления Кабинета Министров Украины №878, все юридические лица и физические лица – предприниматели, которые осуществляют свою деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 25 тыс. человек и, согласно действующему законодательству, используют кассовые аппараты (РРО), обязаны обеспечить при расчетах с покупателями/потребителями прием специальных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) – электронных банковских карт.

При этом за несоблюдение этого требования предусмотрен административный штраф в размере от 1700 грн. до 3400 грн., а за повторное нарушение в течение года от 8500 до 17000 грн.!!!

Более того, кроме административной ответственности за это же нарушение, согласно п. 12 части 1 ст. 23 Закона Украины от 12 мая 1991 года № 1023-XII «О защите прав потребителей», предусмотрен штраф в суме 8500 грн. И никакого моратория на применение этих штрафов на сегодня НЕ предусмотрено.

Не знаю как для вас, а лично для меня как выводы, так и алгоритм действий (для тех, кто на сегодня обязан иметь РРО) более чем очевидны:

  1. Открытие расчетного счета;
  2. Реализация товаров и услуг с оплатой по возможности в безналичной форме (с оплатой на расчетный счет или путем внесения наличных денег через терминал или кассу банка);
  3. Установка терминала для приема платежей с банковских карточек (это не очень дорого и, к примеру, тот же Приватбанк может настроить один терминал для приема платежей, предназначенных для разных субъектов, что удобно для тех, кто работает в одном и том же помещении и позволяет сэкономить на абонплате за терминал);
  4. Озаботиться установкой кассового аппарата (если в ближайшие недели не будет решен вопрос с мораторием по штрафам).
  5. До того, как будут выполнены пункты 3 и 4 в случае реализации товаров или услуг за наличный расчет воздержатся от выписки квитанций (товарных чеков), приходных кассовых ордеров (по услугам) и отражении этих операций в книге учета доходов.
    Кроме этого, я бы рекомендовал всем без исключения предприятиям и предпринимателям, пересмотреть список реализуемой продукции, т.к. среди нее вполне могут быть подакцизные товары.

И хоть вы и не являетесь плательщиком акцизного сбора, но сам факт их реализации или наличия в вашем ассортименте может привести к тому, что мораторий, предусмотренный Законом №71, на вас распространяться не будет. Перечень товаров достаточно обширный, поэтому я рекомендую вам с ним ознакомиться (ст. 215 НКУ) и сравнить с номенклатурой товаров, которые вы реализуете. В противном случае вас может ждать неприятный сюрприз в виде неожиданной проверки, т.к. налоговики наверняка изучат список ваших товаров как на основании налоговых накладных, которые вы выписываете и регистрируете в реестре, так и в дальнейшем на основании чеков, которые в электронном виде будут передаваться в налоговую кассовыми аппаратами.